https://faw.su/news/samosvali-vidi-naznachenie-i-osobennosti-dlja-razlichnih-sfer-primenenija/ /uploads/news/494x372/a9bedc385e9191a2a26f486c17662a0e.png Самосвалы: виды, назначение и особенности для различных сфер применения Узнайте об основных видах самосвалов, их назначении, конструкции и особенностях. Исследуйте широкий спектр сфер применения, в которых самосвалы играют важную роль. Получите полезную информацию для выбора и оптимального использования самосвалов. https://faw.su/uploads/settings

Самосвалы: виды, назначение и особенности для различных сфер применения

Опубликовано 28 июня 2023
Поделиться:

Содержание

Самосвалы – оптимальное транспортное средство для перевозки сыпучих грузов, не требующих соблюдения особых условий транспортировки и хранения. Открытый самосвальный кузов позволяет перевозить грунт, скальную породу, стройматериалы, мусор, снег и даже зерновую сельхозпродукцию. Это одни из самых востребованных типов грузовых автомобилей в строительной индустрии и других видах промышленности.

Что такое самосвал?

Самосвал – это грузовой автомобиль с самоопрокидывающимся открытым кузовом. С помощью гидравлической системы кузовная платформа в зависимости от вида и марки машины может наклоняться назад или вбок на угол 45...60°. Этого более чем достаточно, чтобы моментально выгружать сыпучие грузы без привлечения дополнительной погрузочно-разгрузочной техники.

Объем и тип кузова зависят как от назначения самосвала, так и от технических характеристик шасси автомобиля, в т.ч. от мощности его двигателя и гидравлики. Максимальная грузоподъемность самосвалов также значительно варьируется в зависимости от типа и модели самосвала.

Небольшие самосвалы, используемые для строительства или в сельском хозяйстве, обычно имеют грузоподъемность от 1 до 10 тонн и скорость движения – до 90 км/ч. Среднетоннажные самосвалы, применяемые в горнодобывающей или строительной отрасли, могут иметь грузоподъемность от 10 до 30 тонн и при этом развивать скорость движения в загруженном состоянии – до 50 км/ч.

Большие машины, которые используются в крупных горнодобывающих или строительных объектах, могут иметь грузоподъемность свыше 30 тонн. Некоторые модели специального назначения, такие как самосвалы-тяжеловозы, могут перевозить грузы весом более 100 тонн.

Сфера использования самосвалов

  • Горнодобывающие предприятия, включая карьеры, шахты и прочие выработки для транспортировки добытой горной породы.
  • Строительные объекты для вывоза извлеченного грунта и слоя плодородной почвы при земляных работах, а также для перевозки природных насыпных стройматериалов (песок, щебень, отсев и пр.).
  • Дорожное строительство – доставка на стройплощадки щебня и горячих асфальтобетонных смесей.
  • Сельское хозяйство. Самосвалы подходят для транспортировки насыпным способом зерновых культур, клубневой сельхозпродукции, комбикормов, почвы, минеральных и органических удобрений.
  • Жилищно-коммунальное хозяйство – вывоз собранного с городских улиц снега и опавшей листвы, строительного мусора и твердых бытовых отходов.
  • Тяжелая промышленность и металлургия – перевозка сырья, руды, вторсырья на переработку, твердых отходов производства и готовой насыпной продукции, не требующей соблюдения особых условий при перевозке и хранении.
  • Энергетическая отрасль – доставка на теплоэлектростанции и котельные твердого топлива, вывоз отработанных шлаков.
  • Лесозаготовительная отрасль.

Самосвалы – один самых востребованных типов грузовых машин для выполнения ряда транспортных задач по перевозке навалочных сыпучих грузов различных видов и происхождения. Сфера применения самосвалов не ограничиваются перечисленным списком.

Машины с самосвальным кузовом могут быть задействованы и в других видах грузоперевозок в рамках требований к безопасности перевозки тех или иных грузов, в т.ч. и крупногабаритного оборудования или железобетонных конструкций.

Классификация самосвалов в зависимости от их назначения

Самосвалы могут быть как общего назначения (универсальные), так и узкоспециализированными для выполнения конкретных транспортных задач.

  • Дорожные.

Универсальные грузовые машины с самосвальным кузовом, предназначенные для перевозки насыпных грузов по автомобильным дорогам и автомагистралям общего назначения. Благодаря своей универсальности такие машины используют в строительной индустрии, в т.ч. и в процессе дорожно-строительных работ, в сельском хозяйстве, ЖКХ и в других промышленных отраслях.

Шасси дорожных самосвалов состоит из 2-4 осей, а грузоподъемность достигает 40 тонн. Некоторые производители также выпускают уникальные пяти- и семиосные машины.

  • Карьерные.

Само название данной категории говорит об узкой специализации грузовиков. Карьерные самосвалы – это настоящие грузовые внедорожники, предназначенные для перевозки горной породы на карьерах в пределах территории горнодобывающего производства. На автодороги общего назначения подобные машины не допускают, а грузоподъемность таких карьерных крупнотоннажных самосвалов, как БелАЗ достигает 450 тонн.

  • Шахтные. 

Предназначены такие самосвалы для подземных работ в шахтах и прочих выработках. Машины отличаются маневренностью и способностью к длительным подъемам в нагрузку, а их грузоподъемность не превышает 40 тонн. Некоторые модели для шахтных работ оснащены системой поворота рабочего места водителя на 180°, чтобы иметь возможность безопасно двигаться задом в узких тоннелях.

  • Сочлененные.

Такие самосвалы имеют шарнирно-сочлененную раму, которая соединяет кабину и кузовную платформу. Благодаря такой технической особенности подобные грузовики отличаются хорошей проходимостью, маневренность, сравнительно высокой скоростью и грузоподъемностью до 50 тонн. При этом разгрузка может быть не только задняя или боковая, но и донная.

Сочлененные самосвалы еще называют землевозами, поскольку используют их в основном для перевозки извлеченного грунта во время дорожно-строительных и прочих земляных работ на стройплощадках.

Кроме того, самосвалы классифицируют и по другим критериям.

  • Направление разгрузки: задние, одно- или двухстороннее боковое, трехстороннее.
  • Грузоподъемность: малотоннажные, среднетоннажные, крупнотоннажные и большегрузные.
  • Приспособленность к качеству дорог: вседорожные и машины для автодорог с нагрузкой на мост – до 100 кН.
  • Проходимость самосвалов-внедорожников: с высокой проходимостью и колесной формулой 4х4, 6х6 и выше), с повышенной проходимостью и формулой 4х2 или 6х4 и большегрузные машины.
  • Возможность работы с прицепом: одиночные и тягачи.
  • Тип транспортного звена: самосвалы обычные, автопоезда, прицепы и полуприцепы.

Устройство машин

Самосвалы состоят из трех основных частей: шасси, самосвальный механизм и кабина водителя. Самосвальный механизм, в свою очередь, состоит из кузова и гидравлической системы опрокидывания. Гидравлика может включать в себя как один, так и несколько гидроцилиндров, способных поднимать платформу на 45-60°.

  • Шасси самосвала – это основная ходовая часть автомобиля. Другими словами, это вся машина без кузова. Чаще всего автопроизводители делают универсальное шасси, на которое можно устанавливать тентованный, промтоварный или изотермический фургон, открытый борт, автоцистерну или самосвальный кузов. Один из таких примеров – китайские грузовики FAW с колесной формулой 6х4 или FAW с колесной формулой 8х4.

Для установки самосвального кузова и гидравлической системы подъема в шасси предусмотрен надрамник, который крепится на раму шасси самосвала. Это сварная конструкция, в основе которой два продольных швеллерных лонжерона и поперечные балки.

  • Подъемный гидравлический механизм имеет простейший принцип работы, но сложную систему гидравлики, которая обеспечивает не только опрокидывание кузова и разгрузку насыпного груза, но и фиксацию платформы в определенном положении. Гидросистема состоит из гидропривода, насоса и гидроцилиндров, которые и выполняют основную силовую функцию.
  • Кузов – самая изнашиваемая и нагруженная часть самосвала. По этой причине его делают цельнометаллическим из толстой стали, усиленной мощными ребрами жесткости. Кузова могут быть различных форм и конструкций, а также включать в себя дополнительные механизмы разгрузки, в т.ч. и донной или простейшие самооткрывающиеся при опрокидывании створки сзади или по бокам.

Обязательное условие безопасности водителя в средне- и крупнотоннажных самосвалах – наличие козырька над кабиной, являющегося продолжением конструкции кузова.

Типы кузовов автомобилей самосвалов

Форма, объем, высота бортов и конструктивные особенности самосвального кузова зависят от назначения машины и специфики перевозимых навальным способом грузов:

  • Ковшовый и совковый;
  • Прямоугольный (прямые вертикальные борта по всем четырем сторонам);
  • Полуэллиптический с откидным подвесным задним бортом;
  • Корытообразный (перевернутая трапеция в сечении).

Ковшовые и совковые кузова – два самых распространенных вида. Форма ковша или совка с тремя прямыми вертикальными бортами и наклонным задним – самая универсальная для транспортировки всевозможных грузов, в т.ч. грунта, стройматериалов, асфальтобетона, скальной породы и т.п.

Среди технико-эксплуатационных особенностей ковшовых и совковых самосвалов есть немало как преимуществ, так и недостатков:

  • Относительная простота конструкции;
  • Не требуют открытия и закрытия бортов;
  • Необходим большой угол подъема кузовной платформы, из-за чего в машине должна быть дополнительная система стабилизации и защиты от опрокидывания;
  • Сравнительно нерационально используется объем.

Прямоугольные кузова таких самосвалов, как FAW с колесной формулой 8х4, практически лишены перечисленных недостатков со сбережением преимуществ ковшовых моделей.

Более рациональное использование полезного пространства за счет высоких прямых бортов делает использование самосвалов FAW намного экономичнее и продуктивнее при транспортировке практически любых насыпных грузов. Кроме того, прямоугольная форма кузова с высокими прямыми бортами позволяет использовать тент для перевозки сельхозпродукции, которая требует защиты от дождя, солнца и различного мусора.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies ОК